Компьютерные игры
Скрытая опасность онлайн-игр, или почему мы играем?
В наше время высоких технологий у каждого среднестатистического человека есть как минимум три-четыре устройства, с помощью которых он получает возможность использования виртуального пространства и хранилища информации — интернета. Интернет щедро делится с нами своими колоссальными объемами информации, меняя их на наше время, здоровье, финансы и даже разум.
Одна из «фишек» интернета – высококачественные виртуальные игровые миры – представляют опасность отрыва игрока от реальности и переключение его на виртуальную жизнь. Эту проблему фиксируют не только психологи и педагоги, но и сами разработчики игр.
Навыки профессиональной работы с компьютером давно уже стали нормой для любого уважающего себя специалиста любой профессии. Можно прожить, не выходя из квартиры, при наличии электронного счета в банке и интернета, всю жизнь, и быть при этом в курсе всех мировых новостей, свободно общаться с собеседниками со всех континентов, получить образование практически в любых дисциплинах. То есть виртуальная жизнь постепенно заменяет все больше функций реальной жизни, становясь ее виртуальным отражением.
В ногу со временем шагает и индустрия развлечений, которая, со дня основания, использует самые передовые разработки в информационной и технологических отраслях. Человек в любую эпоху желал «хлеба и зрелищ». Чем же так важны зрелища, если их ставят на один уровень с жизненно необходимым хлебом? Специалисты утверждают, что от воздействия различных гормонов формируются эмоциональные состояния человека – например, всплеск адреналина при опасности, скачки эндорфинов при радостных моментах – которые могут быть приятными и не очень. Человек, участвуя в развлечениях, получает определенные яркие эмоциональные состояния, к которым стремится, убегая от серых будней.
Различные компьютерные игры, став одним из самых популярных современных развлечений, дают возможность испытать большой спектр эмоций. С развитием интернет-технологий, игры получили мощный толчок в развитии и стали приносить огромные прибыли на всех этапах бизнеса.
Все компьютерные равлечения можно условно разделить на три типа: обычные, сетевые и игры онлайн.
Обычные локальные игры конечные, то есть имеют свой логический конец, которого можно достигнуть, пройдя весь игровой процесс, выполнив определенные задачи и пройдя различные этапы. Они в основном однопользовательские, где есть определенный персонаж на выбор, обладающий запрограммированными характеристиками, которым игрок проходит набор этапов.
Есть сетевые интернет-игры, где задачи выполняются коллективно. По длительности они обычно короче, но дают к обычным игровым эмоциям еще чувство командного духа и напряжение конкуренции, желание стать лучше, превзойти в мастерстве. Сетевые игры для коллективного времяпрепровождения и можно провести много свободного времени играя с друзьями по сети.
Онлайн-игры обладают свойствами, отличающими их от других игр. Изначально на стадии их разработки закладываются механизмы, моделирующие процессы реальной жизни, такие как социальные, экономические, военные и другие. В этих играх закладывается возможность общения и взаимодействия игроков между собой, что стирает расстояния между участниками. В играх этого типа любой игрок создает себе желаемого персонажа, обладающего набором качеств, и, управляет этим героем в виртуальном мире и взаимодействует с другими отображениями игроков и запрограммированными элементами игровой среды. Этот тип игр предоставляет необыкновенную свободу действий и дает возможность любому игроку, кем бы он ни был в реальном мире, достигнуть необычайных результатов, развить фантастические способности, присоединяться к различным группам и сообществам, которые формируются в этих виртуальных мирах, или стать лидером в созданной группе. Далее, игрок, проводя грамотную линию игры, ведет своего героя или группу к успешному завершению. В случае неудачи можно легко начать все с самого начала, создав другого персонажа и используя свой неудачный опыт проходить игру снова и снова. Возможности сделать что-то особенное, что в реальной жизни сделать невозможно, почувствовать себя в других обстоятельствах, прожить множество неповторимых жизней, совершенно не рискуя своими материальными ценностями, завлекает множество людей в сети онлайн-игр.
«В нашей реальности Вы можете стать могучим чародеем, властелином…» — часто можно встретить на рекламных баннерах. «Просто попробуй». И человек с радостным предвкушением и с позитивными эмоциями играет и общается с друзьями в новом виртуальном мире. Яркая четкая графика, приятная музыка, удобный, продуманный интерфейс приносят только радостные чувства. Но, рано или поздно, человек осознает, что скорость развития персонажа зависит от времени, проведенного за игрой, и человек начинает жертвовать своим реальным временем, чтобы в условиях игровой конкуренции в виртуальном мире, сделать характеристики своего персонажа если не лучше других, то хотя бы не хуже. При этом игра все больше занимает мысли человека, больше уходит времени на размышления как там можно что-то сделать и чего-то достигнуть, и в итоге сильно сужается круг интересов и реальных знакомств, происходит подмена жизненных ценностей.
Игры такого типа обычно бесплатные только на начальных этапах, потом приходится платить не только жизненным временем, но и переводя реальные деньги в виртуальные, оплачивать рост характеристик персонажа и обеспечивая его материально.
Поэтому начиная играть в игры такого типа нужно не забывать про определенный риск, который они представляют. Но кто вспоминает про риск, когда запускает онлайн-игру и окунается в неизведанный мир, знакомится с людьми со всей земли, живет разными жизнями, набирает опыт, который может применить в свой личной жизни. И пусть вас радуют позитивные эмоции в вашей жизненной реальности.
Зависимость от гаджетов у детей
Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Это многие устройства: смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли и другое. Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.
Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема
Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Выяснилось, что подавляющее большинство не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывали состояние сродни ломке. Об этом говорят опыты, проведенные учеными Америки, Великобритании, Китая, России. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.
Зависимость от гаджетов начинается с родителей
Родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов детей, не ищут ресурс в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни разные впечатления. Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. Производители же гаджетов постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители.
Как определить зависимость от гаджетов у детей?
Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на такие заявления:
- Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
- Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
- Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
- Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
- Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
- Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
- Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
- Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
- Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
- Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.
Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»:
- 1-4 — нет поводов для беспокойства;
- 5-6 — тенденция к зависимости;
- 7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.
Как лечить зависимость от гаджетов у детей? Паниковать не следует. Решение проблемы состоит в правильной расстановке приоритетов. Возможны такие варианты: Побеседуйте с ребенком. Сознательно ограничьте время использования любых технических устройств. Будет трудно, но мотивируйте свои действия спокойно. Специалисты рекомендуют отключать гаджеты 1-2 раза в неделю, а в году — на две недели (можно во время совместного отпуска). Заставьте своего ребёнка отложить гаджет. Выберетесь с ним куда-то вместе: кататься на велосипедах, на прогулку в лес, в парк, в кино, в театр — куда угодно… Такие мероприятия помогут вам выстроить другие отношения, дадут возможность вернуть ребёнка к нормальной жизни. Но помните, что процесс этот не бывает быстрым. Он будет сопровождаться ссорами, недовольством со стороны детей. Но это, честно говоря, единственный путь.
По материалам сайта: http://nashi-de-ti.ru/zavisimost-ot-gadzhetov