Ониомания
Ониомания опустошает кошельки и души
Если раньше страдающие этим заболеванием в поисках новых вещей совершали набеги на супермаркеты и бутики, то теперь большинство покупок ониоманы совершают через Интернет, ТВ-шоп или по красочным каталогам рассылок.
Есть целый ряд причин, которые приводят людей к навязчивой идее покупать.
Исследования, проведенные недавно в Англии, выявили, что низкая самооценка, особенно у женщин, заставляет их покупать, покупать и покупать. Зачем? Приобретение новых вещей делает их в собственных глазах удачливыми, обеспеченными, яркими и сильными, и пусть ненадолго, но повышает их самооценку.
Женщины подвержены ониомании больше мужчин, потому что женский организм более чувствителен к перепадам уровня серотонина. Патологические покупатели испытывают эйфорию, крайнее возбуждение во время процесса покупки, а потом угрызения совести, злость, огорчение и разочарование. Обычно они даже не разворачивают свои покупки, скапливают их в шкафу или прячут в потаенные места. Многие по возможности возвращают покупки обратно в магазин. Эти несчастные тратят подчас невероятные суммы. Однако серьезные траты не становятся преградой для пагубной привычки.
Сегодня при помощи магнитно-резонансной томографии ученым удалось измерить электрическую активность в коре головного мозга женщин-покупательниц, а именно – в отделе коры, отвечающем за здравый смысл и рациональное мышление. Результаты показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у них практически полностью исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела.
Почву для развития ониомании готовят детские психотравмы и склонность к депрессиям, которая прослеживается уже в подростковом возрасте ониоманов. Что стоит за внешним лицом ониомании? Психологические проблемы выражения чувств, трудности общения и взаимоотношений, затруднения удовлетворения основных человеческих потребностей. Приобретение какой-либо вещи, украшения или косметики, воспринимаются как способ успокоить себя, вознаградить, утешить. Если у человека есть какой-то глубокий внутренний конфликт или какая-то неразрешенная проблема личностного плана, создающие внутреннее напряжение, то покупки приносят ему непродолжительное чувство радости, создают иллюзию облегчения, но только на короткое время.
Так что причины могут быть совершенно разными, а вот последствия, как правило, одинаковы – крупные долги.
На формирование ониомании влияет масса факторов. Одним из них является реклама.
Дразнящая реклама внушает нам, что путь к совершенству легок и приятен, но этот путь пролегает через наш кошелек. Открой его, купи – и ты будешь совершенным. Будешь чувствовать себя лучше, выглядеть привлекательнее, будешь нравиться окружающим, иметь много друзей, добьешься успеха в чем угодно, станешь совершенным в сексуальной жизни, и вообще окажешься на седьмом небе.
Причем мы прекрасно знаем, что реклама – это массовый способ манипуляции нашим сознанием, но все равно с удовольствием лезем в эти ловушки и становимся зависимыми.
На рекламную индустрию работают лучшие художники, дизайнеры, имиджмейкеры, психологи, аналитики, стратеги и тактики, экономисты и финансисты. И все ради того, чтобы товар, продукт, услуга были куплены и востребованы, часто не задумываясь о том, что они могут нанести серьезный вред покупателям.
Очень важно научиться воспринимать рекламу только с точки зрения получения информации, а при принятии решения «покупать-не покупать» – исходите только из здравого смысла, целесообразности и необходимости. Почаще задавайте себе вопрос: «Что случится, если я проигнорирую эту покупку?»
Выход есть
Он такой же, как и при других эмоциональных и поведенческих зависимостях.
Прежде всего нужно осознать свою проблему. То, что она есть и ничем не отличается от, скажем, того же алкоголизма. Понять, что акт очередной покупки все равно не сможет удовлетворить ваших истинных потребностей, то, в чем вы действительно нуждаетесь, – общение, человеческое тепло, признание окружающими ваших заслуг. А поскольку этот акт иллюзорен, то, значит, нужно подобрать ему здоровую альтернативу, которая действительно помогла бы обрести все это.
Необходимо изучить условия, когда включается механизм «срыва», для того чтобы предотвратить это включение или вообще вывести его из строя. Полезно в этом смысле овладеть психологическими приемами и способами, которые гасили бы любую волну атаки ониомании, помогали разорвать порочный круг навязчивости.
Наш успех, яркость и неповторимость нашей индивидуальности зависят только от нас, а не от того, купили мы что-то или нет. Важно учиться принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
Активный отдых, творчество, общение c интересными людьми, общение с природой, богатая духовная, интеллектуальная и культурная жизнь помогают нам справляться со своими обязанностями, одновременно решая проблемы скуки и одиночества.